На любой тренировке или семинаре айкидо применяется очень много японских названий приемов, страховок, перемещеий и т.д.
Для айкидок с большим стажем это не является проблемой, так как все эти понятия давно стали привычными и не вызывают вопросов. Более того, без знания японских терминов практически невозможно провести любой международный семинар — люди на татами просто не поймут друг друга.
Однако для тех, кто начал занятия недавно, слова из уст инструктора или сэнсэя звучат «как китайская грамота».
Ниже — словарик наиболее употребительных японских слов, с которыми сталкиваются начинающие в процессе тренировок.
ай | любовь, гармония |
ки | жизненная энергия |
до | путь |
О-Сэнсэй | Применяется только при упоминании главы школы. В данном случае — Морихеи Уесибы |
сэнсэй | Учитель (буквально — «прежде рожденный») |
ути дэси | Ближайший ученик или последователь |
сэмпай | Старший ученик |
кохай | Младший ученик |
КОМАНДЫ И ПРИВЕТСТВИЯ НА ТАТАМИ | |
о-нэгаи симас | «Очень Вас прошу» — формула приветствия |
аригато годзаимас | Большое спасибо |
хадзимэ | Начали! — команда к выполнению техник |
ямэ | Стоп! |
кирицу, татэ | Встать |
сэйдза | Сесть. Название позиции сидя на пятках. |
мокусо (моксо) | медитация, «молчание мыслей» |
рэй | поклон |
дза рэй | поклон на коленях |
рицу рэй | поклон стоя |
гомэн насаи, сумимасэн | прошу прощения; извините |
ий дэс | хорошо, ничего страшного, все в порядке |
кейко | тренировка |
кимэ | концентрация силы |
ки-но-нагарэ | поток ки; энергия, подобная ручью. Работа в динамике |
кю | ученическая степень |
дан | мастерская степень |
тори, нагэ | проводящий прием партнер |
укэ | атакующий партнер |
ги, кимоно, кейкоги | одежда для занятий айкидо (похожа на кимоно для дзюдо) |
хакама | штаны-юбка традиционно черного, синего (но могут быть любого другого) цвета |
оби | пояс |
боккэн | деревянный меч для занятий |
танто | деревянный нож для занятий |
дзё | деревянная палка для занятий |
додзё | место постижения пути, зал для занятий айкидо или другим японским боевым искусством |
татами | маты для покрытия пола (исходно — японские соломенные) |
камидза | верхнее место; почётное место. Главное место в зале |
сёмэн | фасад, фронт, лицевая часть чего-либо. Также — название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза |
СТОРОНЫ И ЧАСТИ ТЕЛА | |
те | рука |
тай | тело |
куби | горло |
тэкуби | предплечье |
мунэ | грудь |
ката | плечо |
aси | стопа, шаг |
эри | ворот |
хидзи | локоть |
котэ | запястье |
хара | живот |
коси | бедро, поясница |
удэ | локоть |
мэн | лицо |
тэ-гатана | рука-меч — основополагающее положение руки при выполнении техник |
дзё | верх |
тю (чу) | середина |
гэ (ги) | низ |
миги | правый |
хидари | левый |
маэ | передний, вперед |
уширо | задний, назад |
ёко | боковой, вбок |
СЧЕТ | |
ити | один |
ни | два |
сан | три |
си | четыре |
го | пять |
року | шесть |
сити | семь |
хати | восемь |
кю: | девять |
дзю | десять |
УКЭМИ (ПАДЕНИЯ, СТРАХОВКИ) | |
маэ укэми | кувырок вперед |
гяку маэ укэми | кувырок вперед по диагонали, через разноименную руку |
уширо укэми | кувырок назад |
гяку уширо укэми | кувырок назад через впереди стоящую ногу |
ёко укэми | боковая страховка |
маэ отоси (маэ) | напрыгивание на руки |
КАМАЭ | СТОЙКИ |
основная стойка | |
сидзэнтай | стойка естественного ожидания |
ай ханми | одноименная стойка двух партнеров |
гяку ханми | разноименная стойка двух партнеров |
ма ай | дистанция «недействия» между партнерами, дистанция гармонии: «две руки», «два меча» |
САБАКИ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ) | |
кайтэн | разворот на стопах, смена стойки |
тэнкан (мае аси тэнкан) | разворот на передней ноге, стойка сохраняется |
ирими тенкан (уширо аси тэнкан) | шаг задней ногой вперед, поворот на80град., передняя нога назад, стойка сохраняется |
АТАКИ | |
цки (цуки) | прямой удар кулаком |
ути | удар ребром ладони |
ёкомэн ути | боковой удар в голову или шею (обычно задней рукой с шагом) |
сёмэн ути | удар сверху ребром ладони (обычно передней рукой с подшагом) |
гэри (гири) | удар ногой |
тори (дори) | захват |
кататэ тори | захват за руку |
ай ханми кататэ тори | захват за одноименную руку |
гяку ханми кататэ тори | захват за разноименную руку |
рё: тэ дори | захват двумя руками за две руки |
кататэ рё:тэ дори (мороте дори) | захват обеими руками за одну руку |
ката дори | захват за отворот кимоно (плечо) |
рё: ката дори | захват за оба плеча |
содэ дори | захват локтя |
рё: содэ дори | захват за оба локтя |
усиро кататэ дори кубэ симэ | захват сзади за руку и отворот кимоно (удушение) |
мунэ дори | захват спереди одной рукой за отворот кимоно |
рё: муне дори | захват спереди за отворот кимоно двумя руками |
ката дори мен учи | захват плеча с одновременным ударом в лицо |
НАГЭ ВАДЗА (БРОСКОВЫЕ ТЕХНИКИ) | |
ко:кю: нагэ | бросок с применением ки, дыханием (обычно без технических захватов) |
сихо: нагэ | бросок «на четыре стороны» |
тэнти нагэ | бросок «Небо-Земля» |
котэ гаэси | бросок «скручиванием запястья» |
кайтэн нагэ | бросок за счет разворота ног (кайтэн) |
ирими нагэ | бросок «вхождением» |
коси (коши) нагэ | бросок «через бедро» |
дзю:дзи гарами | бросок «перегибанием скрещенных рук» |
суми отоси | опускание в угол |
кири отоси | опускание назад |
удэ киме наге | бросок через воздействие на локоть |
ОСАЕ ВАДЗА (РАЗДЕЛ БОЛЕВЫХ КОНТРОЛЕЙ) | |
иккё: | первый контроль (локтя) |
никё | второй контроль (локтя и запястья) |
санкё | третий контроль (запястья и предплечья) |
ёнкё | четвертый контроль (локтя и предплечья) |
гокё | пятый контроль (локтя и запястья) |
Информация с сайта https://aiki.su/